История скаутского Движения

Российское скаутское движение

Как появились скауты-следопыты в России? Ответ на этот вопрос могут дать воспоминания основателя российского скаутизма полковника Олега Ивановича Пантюхова. Эти воспоминания помещены в книге «1909–1969. Русские скауты», изданной Центральным Штабом Национальной Организации Русских Скаутов, Сан-Франциско США.

Полковник Олег Иванович Пантюхов

Вот послушайте отрывки из этой книги: «30 апреля 1909 года я шел с друзьями из Царского Села через соединительный парк в соседний Павловский Парк…

…Идя, я рассказывал о только что прочитанной книге Баден-Пауэлла и о наших тифлисских походах, очень схожих с теми, о которых писал Баден-Пауэлл. Во всем этом, конечно, у нас, у молодежи, должна быть прочная патриотичная прокладка. И с нашей, русской точки зрения это было особенно „воблаговремени“: еще не прошло и пяти лет со времен неудачной для нас Русско-Японской войны. Раны недавней войны еще не были залечены у взрослых, и у многих из них настроение было подавленное».

Олег Иванович Пантюхов с отрядом российских скаутов

Братство Православных Следопытов

История, цели движения

Эмблема Братства Православных Следопытов

Братство Православных Следопытов (БПС) начинает свою историю с 6 декабря 1990 года, со дня основания Дружины православных скаутов святого благоверного князя Александра Невского.

Братство объединяет детей, молодежь и взрослых, стремящихся к подлинному личностному развитию. Личность — это образ Божий в каждом из нас, который дается нам как дар от рождения. Но чтобы этот образ развился, мы стремимся уподобиться, то есть стать как можно более похожими на Господа. На развитие нашей личности и уподобление ее Божественному образу нам отпускается вся наша земная жизнь, которую надо прожить так, чтобы каждый день становился еще одной ступенькой вверх. Но пройти эти ступеньки совсем нелегко. Часто мы срываемся вниз или топчемся на месте, не решаемся двинуться вперед, сделать усилие над собой. Никто за нас и не сможет сам пройти наш путь, но, когда люди объединяются, то вместе им легче идти вперед.

Православные следопыты видят свое предназначение в служении Богу, ближним и самим себе.

Служение Богу

Братство Православных Следопытов

Служение Богу состоит в том, чтобы следовать заповедям и наставлениям Господа. В Священном Писании содержится все необходимое, чтобы избрать в жизни верный путь, и имеются наставления на всякий жизнненный случай, чтобы этот путь пройти. Главная божественная заповедь заключается в словах Спасителя: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27).

Служение отечеству и своим близким

Это служение требует от следопыта постоянной чуткости сердца и внимания к нуждам и заботам других людей. Следопыт стремится быть полезным другим людям и готовится к этому. Чтобы быть действительно полезным, человеку в первую очередь необходима добрая душа и благие намерения. Но намерения непременно должны быть подкреплены самым разнообразными знаниями, умениями и навыками, которые можно применить в практической деятельности. Для того, чтобы служение следопыта приносило людям пользу, следует закалять характер, воспитывать аскетическое отношение к материальным благам (то есть уметь пользоваться самым необходимым и довольствоваться малым).

Служение самому себе

Это служение не означает угождение собственным прихотям, а свидетельствует о глубоком понимании человеческой природы и того, что человеку в жизни необходимо более всего. А более всего мы нуждаемся в нравственном очищении, которое достигается путем покаяния и смирения, осознанием своей немощи. Современные подростки, стремясь быть «крутыми», бравируют друг перед другом физической силой, материальным богатством или просто наглостью. Но к ним обращены слова св. Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде». Жить по правде очень не просто, для этого душа должна постоянно трудиться. Если вы хотите побеждать в спорте, то вы будете изнурять себя ежедневными многочасовыми тренировками, несмотря на физическую усталость. Если вы хотите победить зло в себе, то необходимо приложить значительно больше усилий.